Территория современной Хакасии и юга Красноярья – земля с богатой историей. В эпоху ранней бронзы здесь находился уникальный культовый центр Южной Сибири, о существовании которого из-за его удаленности от границ древнейших «письменных» цивилизаций долгое время было практически ничего не известно.
В наши дни наследие этого центра давно позабытых культов представлено несколькими сотнями уникальных каменных изваяний и стел. Причем особенный интерес вызывают те из них, что смогли не только на тысячелетия пережить своих создателей, но и стать объектами людского почитания даже в наши дни. Как раз о таких необычных памятниках седой старины мы вам сегодня и расскажем.
Загадочные создания древних жрецов
Некоторые камни, стоящие в оградах курганов или просто в степи, сохранили до нашего времени удивительные изображения неизвестных ныне богов. По подсчетам ученых, их около 500. Особо выделяются каменные стелы и изваяния, украшенные величественными антропоморфными ликами, созданными на заре эпохи бронзы – около 4 тыс. лет назад. Многие из них – настоящие шедевры архаичного искусства, органично соединившие глубокий символизм образов с потрясающей выразительностью. Это кажется невероятным, однако они донесли до нас не только доисторическую эстетику, но и ключевые особенности мировоззрения своих создателей – представителей окуневской археологической культуры (получившей свое название по погребениям, раскопанным возле улуса Окунев в нижнем течении реки Абакан).
По мнению большинства исследователей, расцвет мегалитического искусства на территории Хакасско-минусинской котловины (ХМК) в те далекие от нас времена мог быть связан только с особым сакральным характером упомянутых памятников. Окуневцы были скотоводами, владели технологией производства бронзовых орудий. Археологи считают, что многочисленные стелы и изваяния создавались ими для наиболее важных календарных праздников, связанных с днями летнего солнцестояния и осеннего равноденствия, знаменовавшими смену сезонных и годичных фаз по лунно-солнечному календарю. Возможно, эти насыщенные сложной символикой «божественные» изображения были адресованы не людям, а самим богам. Другими словами, создавались для установления контакта с ними в ходе сложного ритуала, сопровождавшегося произнесением специальных текстов – гимнов-молитв, призывающих и восхваляющих богов, заклинаний, а также жертвоприношениями.
Сначала окуневские мастера подыскивали в горах подходящую каменную глыбу, затем транспортировали и обрабатывали ее каменными же инструментами. Перед установкой уже готовой стелы на дно выкопанной для нее ямы клали части принесенных в жертву животных. Обычно это была шкура с головой молодого барашка. Основание идола укреплялось камнями. Устанавливали же культовый камень утром, чуть позже восхода, ориентируя лицевой стороной на солнце. С южной стороны перед ним делался жертвенник, как правило, представлявший собой еще одну плотно заполненную камнями яму для стока крови жертвенных животных.
Перечисленные манипуляции были характерны абсолютно для всех каменных идолов окуневского времени. То есть все эти необычные камни были частью настоящих окуневских святилищ! Это, кстати говоря, не противоречит и данным, содержащимся в оккультной литературе, к которой современные ученые относятся довольно скептически. Тем не менее, оккультные рекорды сообщают о том, что в древности у некоторых народов Евразии подобные каменные идолы использовались для целей «астромагии»: жрецы изготовляли и выставляли их под свет определенных планет, дабы те наделили их своими добродетелями и возможностями (например, в предсказании будущего, даровании плодородия и благосостояния).
Вопреки научной догме
С закатом окуневской культуры (примерно 3,6 тыс. лет тому назад) перестали почитаться и ее каменные идолы. По крайней мере, считается, что представители культур развитой и финальной бронзы ХМК – андроновцы и карасукцы, были абсолютно равнодушны к окуневским богам. Так же, впрочем, как и представители «скифского» времени – тагарцы (жившие в ХМК в течение всего I тыс. до нашей эры) и средневековые кыргызы. И те, и другие отчего-то любили ставить на своих курганах окуневских каменных идолов, но это совсем не говорит о почитании последних. Однако укоренившееся в науке мнение о том, что окуневские боги «умерли» вместе со своими создателями, было неожиданно поколеблено в результате раскопок в конце 80-х годов XX века, когда археологи Среднеенисейской экспедиции раскопали поселение Торгажак.
Тогда археологи копали тагарский могильник, но под одним из курганов совершенно нежданно появились остовы жилищ. Оказалось, что могильник «скифского» времени «сел» на более древнее карасукское поселение, впоследствии датированное XII-IX веками до н.э. Сенсация ждала исследователей в одном из раскопанных ими домов, в котором была обнаружена специальная ниша с находящимся в ней каменным алтарем. Алтарь был посыпан мелом, а на нем стоял... миниатюрный окуневский идол!
Он был изготовлен из светло-коричневого песчаника, имел плоское прямоугольное основание (28 на 20 см) и высоту 21 см. Выбитая на нем антропоморфная личина полностью соответствовала аналогичным изображениям окуневского времени: лик божества имел широкую поперечную полосу, делящую его на две части, круглые широко расставленные глаза, остроугольные, расходящиеся в стороны уши и большой, овальной формы рот (залощенный, с налетом жира – следами «кормления» этого древнего божества его почитателями).
Главный вопрос, вставший после сделанной археологами уникальной находки: «Почему жители Торгажака поклонялись этому образу?» – до сих пор не дает покоя ученым. Ведь между людьми, жившими в окуневское и карасукское время, огромный временной разрыв, исчисляемый несколькими сотнями лет! Неужели и те, и другие действительно могли поклоняться одним и тем же богам?..
Из прошлого –в настоящее
К числу таких вот «вневременных» каменных идолов принадлежит и, пожалуй, самая почитаемая в Хакасии окуневская стела – Улуг Хуртуях тас – «Большая Каменная старуха», ставшая главным экспонатом Анхаковского музея, созданного в 2003 году в Сагайской степи на юге республики.
Улуг Хуртуях тас высечена из массивной плиты серовато-коричневого песчаника. Высота ее достигает 3,02 метра, а вес – 2,6 тонны. Сакральные изображения высечены древними мастерами-камнетесами на ее узкой грани: на вершине изображена реалистичная человеческая голова в конусовидной шапке, а ниже нее, в средней части камня, на специально выделенном прямоугольном выступе – изображение характерного антропоморфного лика. Где именно находилось святилище эпохи ранней бронзы, сегодня точно не известно – спустя 1,5 тыс. лет с момента первоначальной установки эту стелу вновь выкопали и переместили, установив возле кургана «скифского» времени. Тем не менее, ученые не сомневаются в том, что это место находилось где-то поблизости от места строительства более позднего тагарского кургана. И того места, где она находится сейчас.
В поле зрения ученых Улуг Хуртуях тас попала в начале XVIII века. В 1722 году ее осмотрел и зарисовал ученый-путешественник Даниил Готлиб Мессершмидт, прибывший в ХМК по приказу российского императора Петра I для всестороннего изучения этого обширного лесостепного региона. Еще тогда он обратил внимание, что местное население поклоняется некоторым древним каменным идолам. Со слов местных жителей он записал предание, что Улуг Хуртуях тас почитается ими как знатная женщина, превращенная богами в камень. Каждому путнику следовало объехать или обойти три раза вокруг этого камня, а затем оставить в качестве подношения часть своих продуктов.
Как фиксировали путешественники XVIII века и более поздние исследователи, каменная старуха считалась властительницей душ людей и животных: мужчины приходили к ней за удачей на охоте, просили приплода для своего скота, а женщины просили о рождении детей. Вот, например, как описывался обряд почитания стелы в середине XIX века:
«Отправляясь на звериный промысел или проезжая мимо, инородцы подходят к каменной старухе с поклонами, обливают ее молоком и аракою (вином, перегоняемым из молока), а выпуклое, грубо изваянное лицо истукана с отверстым ртом обмазывают сметаною или салом с таким усердием, что рот почернел от жирного слоя».
В 1954 году археолог Альберт Николаевич Липский перевез стелу в Абаканский музей. Хотя это решение не учитывало мнение местных жителей, оно позволило гарантировать ее сохранность в годы активного освоения целинных земель, когда исчезли многие курганы, стелы и менгиры Хакасии. Однако и после перемещения камня в Абакан почитание его не прекратилось. В 60-х годах прошлого столетия невольным свидетелем обряда поклонения Улуг Хуртуях тас, установленной возле Абаканского музея, стал сам А.Н. Липский:
«Перед этим изваянием стояла молодая хакаска, держа мисочку с аракой – молочной водкой – у личины каменной старухи. На земле стояли берестяные туески с пищей, аракой и абыртхы – хлебным напитком. Молодая женщина, подставив чашку с водкой ко рту изваяния, что-то шептала, кланяясь Хуртуях тас. Когда молодая женщина кончила молиться, я попросил ее и ее спутников зайти в музей. Здесь после упорных моих расспросов старая женщина сказала, что молодая, ее невестка, десятый год замужем, но у нее нет детей, а мы слышали, что Хуртуях тас увезли в Абакан, и мы приехали сюда, чтобы просить ее дать нашей невестке детей».
В начале 70-х годов XX века профессором МГУ Леонидом Романовичем Кызласовым были проведены раскопки на месте повторной установки стелы, позволившие выявить новые интересные факты, связанные с обрядом почитания Улуг Хуртуях тас в этнографическое время. Так, к востоку от стелы, то есть перед ее лицевой стороной, был обнаружен слой принесенной сюда с реки гальки, толщина которого доходила до 40 см. С подношениями идолу кроме этих галек связаны также найденные здесь же кости лошади, крупного и мелкого рогатого скота.
В 2003 году Улуг Хуртуях тас была перевезена обратно из Абакана в Сагайскую степь. Но теперь, чтобы защитить камень от разрушительного воздействия ветров и атмосферных осадков, для него здесь построена стеклянная юрта. Молва же об «особой силе» древнего камня живет и культивируется до сих пор, поэтому к нему по-прежнему обращаются женщины, страдающие бесплодием.
«МВ» благодарит за помощь в подготовке этой статьи и предоставленные материалы археологов Юрия Есина и Павла Азбелева.
27 января 2011
Автор: Степан CЕРГЕЕВ
п.с. Время работы музея с 9:00 до 18:00
Источник: http://shans-online.com/
|