Главная » 2014 » Июль » 19 » «Восьмое» чудо Хакасии
11:58
«Восьмое» чудо Хакасии

Хакасия принадлежит к числу немногих российских регионов, имеющих богатейший историко-культурный потенциал. Отечественной науке известно более 30 тысяч памятников древней истории, находящихся на хакасской земле. 1576 объектов, отражающих различные стороны общественной и культурной деятельности людей, населявших эту территорию начиная с эпохи каменного века, находятся под охраной государства.

Непреходящее значение уникальных памятников древности обуславливается заложенной в них информацией, поэтому помимо государственных структур их сохранением и популяризацией сейчас занимаются и муниципальные "музеи под открытым небом", создаваемые в рамках долгосрочной целевой программы при финансовом содействии правительства республики. В настоящий момент в районах Хакасии действует уже семь таких экспозиционных комплексов. А в минувшие выходные на границе Ширинского и Орджоникидзевского районов появился еще один, открытый в одном из самых живописнейших и интересных мест Хакасии — горной гряде Сундуки.

Сегодня и завтра

Необычное и запоминающееся название горной гряды связано с каменными останцами на некоторых ее вершинах, напоминающих огромные сундуки. Но это — современное наименование гряды, более же раннее, хакасское название — Хызыл хая (Красная скала). 18 июня рядом с самой необычной юрой Хызыл хая, увенчанной величественным каменным останцем, именуемой Первым Сундуком, для посетителей торжественно открылся муниципальный музей под открытым небом.


Идея создания музея "Сундуки" принадлежит новосибирскому ученому Виталию Ларичеву, отдавшему изучению одноименной горной гряды почти 40 лет своей жизни. Организационные и финансовые составляющие создания музея взяло на себя министерство культуры республики, практической же реализацией идеи ученого занималась администрация муниципального образования Орджоникидзевский район.
По словам директора Андрея Вайгандта, создание музея "Сундуки" позволило трудоустроить семь человек. Для сельского района и это важно, и то, что музей сохранит уникальный памятник от вандалов.
— К большому счастью для всех настоящих ценителей древ¬ней истории Хакасии, — говорит Андрей Вайгандт, — эра "дикого" туризма в этом месте закончена. Пока под охрану взята только территория Первого Сундука. В дальнейшем будет обеспечена охрана наскальных рисунков на Четвертом Сундуке и знаменитой на весь мир Сулекской писаницы.
Музей "Сундуки" будет работать в круглогодичном режиме. Вход на его территорию — свободный. Стоимость услуги экскурсовода — всего 100 рублей с человека. В перспективе также создание своего сайта и широкая реклама деятельности музея в сети Интернет. Но уже сегодня взгляд любителей экзотических путешествий привлекают четыре установленные за Первым Сундуком деревянные хакасские юрты, в которых прибывшие сюда туристы могут отдохнуть, перекусить и приобрести сувениры, сделанные руками местных умельцев. Правда, самих туристов тут пока встретишь немного. Но в том, что они здесь обязательно будут—нет никакого сомнения, ведь к главной археологической достопримечательности Орджоникидзевского района — Сундукам — люди приходят уже не одну сотню лет...

Гора-крепость

По словам кандидата исторических наук, заведующего сектором археологии Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории Юрия Есина, научные исследования последних лет свидетельствуют о том, что почти на всех вершинах горной гряды Сундуки и у их подножия имеются следы пребывания древних жителей этих мест — на¬скальные рисунки, остатки стен горных крепостей и святилищ, курганы, стелы и менгиры. Наиболее древние из них появились не менее четырех тысяч лет назад в эпоху становления скотоводства и использования первых орудий из меди и бронзы.


Центральной и самой выразительной частью гряды Хызыл хая, безусловно, является гора Первый Сундук, крутые и обрывистые склоны которой обращены в сторону долины реки Белый Июс. Древние люди использовали ее как естественную крепость. При этом точное время строительства этого грандиозного "укрепрайона" пока не известно. Предположительно, стены могли быть построены в эпоху бронзы. Но продолжать использовать уже готовое сооружение в оборонительных целях в период военной опасности можно было и позднее. Например, по гипотезе новосибирского археолога и историка С.Г. Скобелева, именно здесь мог находиться загадочный "каменный городок", неоднократно упоминаемый в русских документах XVII века при описании Кыргызской земли, как тогда называли Хакасию. Рассказывает Юрий Есин:
— В послании 1628 года Государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всея Руси" о посольстве сына боярского Дмитрия Черкасова из Тобольска в Кыргызскую землю сообщается, что для его встречи с кыргызскими людьми и князьями было определено место "подле их, кыргысково, каменного городка, у Юса". Выбор именно этого места для проведения съездов представителей всех кыргызских княжеств и их союзников, принимавших наиболее важные решения, касавшиеся международных отношений Кыргызской земли, видимо, связан с его расположением на территории Алтысарского улуса — самого крупного, густонаселенного и влиятельного из четырех кыргызских племенных княжеств, политического центра Хакасии того времени. Окончательный ответ на вопросы о времени строительства стен на Первом Сундуке и использования этого сооружения могут дать только будущие археологические исследования.

Сакральный центр древней земли

Однако помимо каменных стен на горе Первый Сундук имеются и другие древние сооружения, свидетельствующие об ее использовании не только в оборонительных целях. В частности, практически в самом центре горы Первый Сундук — возле вершины ее второго лога — установлен менгир из белого песчаника. В настоящее время камень стоит слегка наклонно, его грани с небольшими отклонениями ориентированы по сторонам света.


— Возможно, как и большая часть других менгиров и стел Хакасии, он был создан в эпоху ранней бронзы,—продолжает свой рассказ Юрий Есин. — Особенно интересен он тем, что сохранился на месте своей первоначальной установки, тогда как большинство других подобных камней Хакасии были впоследствии перемещены и переиспользованы при строительстве курганов более поздних эпох. В наши дни нет сомнений в том, что установка этого менгира была кульминационной частью какого-то важного календарного праздника, а сам камень помогал поддержанию связей проживавшего вблизи горы народа с его божествами. Одну из основных функций Сундуков для жителей окрестных земель в эпоху средневековья помогает понять руническая надпись IX века на горе Кирес хая. Ученый Игорь Кызласов переводит ее как призыв — "Вложите совершенную душу!". Эта надпись рассматривается им как молитвенное обращение верующего, стремившегося обрести духовное совершенство, к божеству. Создатель надписи был из знатной семьи, проживавшей, вероятно, здесь же, в долине Белого Июса. Сопровождающая надпись тамга в виде кружка и двух дуг почти идентична одному из знаков, выбитых на скале второго лога горы Первый Сундук. По мнению археологов, эта и другие надписи, нанесенные на скальных обнажениях гор, наглядно показывают, что население Хакасии издревле почитало некоторые горы и считало их самым подходящим местом для обращения к богам.

Археология Сундуков

Интересна и необычна также теория археолога Виталия Ларичева, утверждающего, что Первый Сундук и другие горы хребта Хызыл хая — не только важный сакральный центр древней Хакасии, но и астрономическая обсерватория. Этот ученый уверен: наблюдения за цикличными перемещениями Солнца и Луны по небосводу были весьма важны для человека в те далекие времена, покольку ритму светил подчинялась вся хозяйственная и ритуальная жизнь здешних племен.

Вместо приборов для наблюдения за небом могли использоваться простые камни, отверстия и проемы в скальных выходах, ориентированные на наиболее важные точки восходов и заходов светил в дни равноденствий и солнцестояний — поворотные моменты древнего календаря. Возможно, это действительно так. Во всяком случае наскальные изображения на каменной стене второго лога горы Первый Сундук выбиты в том месте, которое через проем в скальной гряде на противоположном борту лога освещают первые лучи восходящего солнца именно в такие моменты. Согласно научным данным возраст этих рисунков — около двух тысяч лет, эпоха раннего средневековья. Здесь имеются изображения животных и знаков-тамг (родовых знаков, аналогичных по смыслу гербам).
Самые интересные и легко доступные наскальные рисунки горной гряды Сундуки, осмотренные автором этих строк, находятся на уже упоминавшейся горе Четвертый Сундук. Основные изображения здесь выбиты на крупных вертикальных плоскостях красноватого песчаника возле самого подножия горы на ее юго-восточном склоне. Сверху они защищены от дождя созданными природой скальными навесами. Рядом с рисунками расположена удобная для проведения различных обрядов площадка. Здесь на скальных полотнах представлена целая галерея образов позднескифского времени и хунно-сарматской эпохи (то есть не менее 2200 лет назад). Древние художники изобразили животных и сцены из жизни людей (в том числе — батальные). Юрий Есин отмечает, что имеющиеся на этой горе изображения не являются единой композицией; значит, они были созданы не в один прием, а появлялись на протяжении долгого времени. Похоже, что почитание скалы и нанесение новых рисунков продолжалось не одну сотню лет!
На Четвертом Сундуке, к примеру, находится очень редкая и интересная сцена — на скале выбита фигура человека в приталенной куртке, который стоит возле большого котла. Подобные котлы хорошо известны по археологическим находкам как скифского, так и хунно-сарматского времени. Один из них случайно найден в середине 70-х годов прошлого века при распашке поля в непосредственной близости от Сундуков. Этот котел был наполнен несколькими десятками художественных изделий из бронзы, камня, стекла, получившими название "Июсского клада". Среди его содержимого — редкие бронзовые зеркала, крупные поясные пластины с изображениями быков, змей и драконов и другие предметы. Возможно, "Июсский клад" был ритуальным подношением богам или предкам, оставленным в древнем святилище.
В общем, занимательного на Сундуках много. Узнать и узреть это с открытием музея стало легко. Главное, было бы желание.

По материалам газеты Хакасия.
Дата: 22 июня 2011 года
Тема: История и современность
Автор: Сергей Амелин
Заголовок: «Восьмое» чудо Хакасии

 

 

 

 

Просмотров: 792 | Добавил: crazyfrog | Теги: сундуки | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar